Профориентация в школе |
|||
Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с обучающимися и их родителями. Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а, следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом
Цель профориентационной работы в школе: - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи профориентационной работы: - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся; - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования. Основные направления профессиональной ориентации учащихся: - Профессиональной просвещение; - Профессиональная диагностика; - Профессиональная консультация и др. Этапы профориентации в школе Начальная школа, 1-4 классы На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться. Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия. Средняя школа, 5-7 классы С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии. Средняя школа, 8-9 классы С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь. В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии. Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии. Старшеклассники, 10-11 классы Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей. Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
|
Профориентация
Документы по профориентации |
Федеральные документы · Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.03.2020) (п.3 ст.66; п.1 ст. 75). [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
· Постановление Правительства РФ от 27.08.1996 №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации». [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/136694/
· Распоряжение Минпросвещения России от 23.09.2019 N Р-97 “Об утверждении методических рекомендаций о реализации проекта «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334897/
· Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027
Список образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации Поступление в высшие военно-учебные заведения Министерства обороны РФ на 2023 учебный год по программам высшего и среднего профессионального образования
|
успешного построения карьеры, личностями, достигшими успеха проходило и на внеурочных
занятиях "Разговоры о важном" и "Профессиональный минимум" (люди творческих профессий, профессии прошлого и профессии
будущего, ценность профессии учителя и другие). В течение учебного года учителя и классные руководители организовывали просмотр
обучающимися выпусков открытых уроков "ПроеКТОрия", "Шоу профессий" проводимых при поддержке
Министерства просвещения Российской Федерации. Основной целью которых было: познакомить учеников с
перспективными профессиями, а также достижениями отечественной науки и экономики.
"Классная встреча " с сотрудниками аварийно- спасательной службы.
16 апреля 2024 года в МКОУ СОШ 6 прошла встреча обучающихся 1- 9 классов с сотрудниками аварийно-спасательной службы села Красногвардейского .
Спасатели провели профилактические занятия с обучающимися, при проведении которых в доступной для учащихся форме напомнили о правилах безопасного поведения на водных объектах, особенно в весенне-летний период.
В ходе беседы инспектора напомнили ребятам о правилах поведения на водоемах, продемонстрировали методы оказания помощи человеку, терпящему бедствие на воде, учили правилам оказания первой помощи пострадавшим.
"Классная встреча " с сотрудниками Денисовым И. С. и Афанасьевым И.А. была направлена на формирование у ребят сознательного отношения к вопросам безопасности, а также на снижение количества несчастных случаев и гибели детей на водных объектах .
26 апреля для обучающихся 8 -11 классов была проведена экскурсия " Пожарным можешь ты не быть, но правила пожарной безопасности ты знать обязан" в 162-ю пожарную часть п.Медвеженский. С целью профилактики и предупреждения пожаров с гибелью на них детей. В пожарной части ребятам провели экскурсию по зданию. Показали караульные помещения, дежурно-диспетчерскую службу , помещение для отдыха. Ребятам рассказали об имеющейся в распоряжении пожарной части пожарной машины, как она работает, чем оборудована. Дети с большим интересом слушали огнеборцев. Оказывается, пожарный автомобиль таит в себе большой арсенал для тушения возгораний. При этом они лично убедились, как сложна, опасна данная работа. Дети с большим интересом слушали и задавали интересующие их вопросы. Искренняя радость и любознательность детворы вызвала улыбки у работников пожарной части. Экскурсия прошла в дружеской атмосфере и смогла разбавить будни работников пожарной части, ведь их повседневная деятельность не предполагает общения с подрастающим поколением на такой ноте. Школьники также почерпнули много полезной информации из беседы с теми, кто ежедневно занимается тушением пожаров и спасением людей.
Документы не выбраны